Список форумов Колокол моря

Колокол моря

Форум сайта "Дом Изгнанников"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Правила форума
Новоприбывшим
Волшебство нумэнорцев

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Колокол моря -> Нумэнор
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Анариэль Ровэн



Репутация: +1    

Зарегистрирован: 08.11.2017
Сообщения: 23
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 15, 2018 6:39 pm    Заголовок сообщения: Волшебство нумэнорцев Ответить с цитатой

Доклад, сделанный на Каминконе-2018 6 октября 2018 года. В виде аудиофайла можно послушать здесь: https://soundcloud.com/user-938085516/numenorskoe-volshebstvo-kaminkon-2018

===============
Волшебство нумэнорцев

Мне хотелось бы начать свой доклад цитатой из «Акаллабэт»: «Отцам Людей из трех верных домов также была дарована щедрая награда. Эонвэ явился средь них и учил их; и были им дарованы мудрость, и сила, и срок жизни больше, чем у прочих смертных». Дальше: «И так сделались нумэнорцы мудрыми и славными, во всем более походя на Перворожденных, чем на какой-либо из народов людей. Были они высоки, выше, нежели самые высокие из сынов Средиземья, и очи их сияли, подобно ярким звездам». Примерно то же самое мы находим и в «Письмах» Толкина: нумэнорцы «became thus in appearance, and even in powers of mind, hardly distinguishable from the Elves… Their long life aids their achievements in art and wisdom». После этого неудивительно, что самое большое скопление волшебных явлений у людей связано с нумэнорцами.
Текстологически «нумэнорское волшебство», однако, появляется лишь в ВК. В «Падении Нумэнора» и «Утраченном пути» (т. е. до «Хоббита» или одновременно с ним) есть всякие нумэнорские технологические чудеса («Но они смогли лишь построить корабли, которые плавали по слою Вильва или нижнему слою воздуха», «Ангор же напал на берега богов, метнув молнии, и огонь вспыхнул на склонах Таниквэтиль»), однако ничего откровенно волшебного там нет.
Начнем с самого простого и самоочевидного – артефактной магии.
Арнорские клинки. «Обычное» волшебное оружие: листовидный клинок, украшенный ало-золотыми змеевидными узорами, с черными ножнами из неизвестного металла, украшенными огненными самоцветами, не утратившие остроты и не покрытые ржавчиной. Найдены хоббитами в Курганах, скованы до 15 века Третьей эпохи дунэдайн Кардолана.
Волшебность подтверждается, так сказать, на практике и неоднократно: еще Фродо на Амон Суле, провалившись в Незримый мир, видит, как его клинок светится алым (а рука и оружие Ангмарца, например, - бледным светом). Арагорн, когда орки утащили Мериадока и Перегрина, говорит так: орки «боялись оставить себе эти кинжалы, зная, что это работа Вестернесса, оружие, увитое заклятьями на погибель Мордору» («feared to keep the knives, knowing them for what they are: work of Westernesse, wound about with spells for the bane of Mordor»). Естественно, такое оружие находит себе подходящую жертву на Пэлэннорских полях: «No other blade, not though mightier hands had wielded it, would have dealt that foe a wound so bitter, cleaving the undead flesh, breaking the spell that knit his unseen sinews to his will».
Следующий артефакт – строение или сооружение: Фродо, надев Кольцо, поднимается на Амон Хэн, садится на сидение и видит много интересного – в отличие, кстати, от Арагорна (но тот торопился). Похоже на то, что все-таки это сидение давало возможность смотреть на дальние окрестности, а парное ему Амон Лав – слушать происходящее вдалеке. Когда было построено, непонятно, может, одновременно с Аргонат (которые тоже впечатляют, но непонятно, волшебством или просто огромностью и искусством) или раньше. Крепости нумэнорцев (Ортанк, Минас Тирит) удивительны, но магии как таковой в них не видно.
Прежде чем переходить к третьему текстологически зафиксированному волшебному предмету (нет, не палантиры это!) обсудим один класс явлений, который, с нашей точки зрения, является чем-то почти волшебным, но в мире Толкина – явление вполне естественное, пусть и редкое. Речь идет об осанвэ, передаче мысли на расстояние, по-нашему – телепатии.
Вот что говорится об этом в тексте «Осанвэ-кэнта»: «…все разумы равны по положению, разнясь в способностях и силе. Природа разума такова, что один разум может непосредственно воспринять другой» - все, никакой магии . Далее в ОК: «Люди наделены той же способностью, что и квэнди, но она сама по себе слабее и действует слабее из-за силы хроа, над которым воля большинства людей имеет мало власти». «По этой причине передача мысли у Воплощенных нуждается в усилении, чтобы быть действенной. Усиление же достигается благодаря близости, настоятельности или праву… Право также усиливает мысль того, у кого есть обязательство по отношению к кому-либо, или мысль правителя, обладающего законной властью отдавать приказы или знать правду ради блага остальных».
Это то, что мы видим в ВК в исполнении Гандальва, а если говорить о людях, то это в первую очередь Дэнэтор и Фарамир (не Боромир, что характерно). Например, Фарамир так говорит Фродо о Голлуме: «он (Голлум) сказал тебе о Кирит-Унгол куда меньше, чем знает, это я ясно воспринял в его разуме» («But I do not think you are holden to go to Cirith Ungol, of which he has told you less than he knows. That much I perceived clearly in his mind'»). Те же, там же: «Берегись своего вожатого. Он уже убивал, я прочел это в нем» («beware of this guide, Sméagol. He has done murder before now. I read it in him»). Гандальв о Дэнэторе: «Он далеко видит. Если склонит он к тому свою волу, он может воспринять много из того, что происходит в умах людей, даже тех, кто живет далеко» («He has long sight. He can perceive, if he bends his will thither, much of what is passing in the minds of men, even of those that dwell far off»).
Сразу скажем об орэ. В «Заметке по поводу орэ» («Виньяр тэнгвар», № 41) сказано, что этот концепт в ВК передается как «сердце мне сказало». Можно сказать, что это «внутренний голос», «интуиция», «предчувствие», результат размышления, иногда в виде сна, а иногда и в самом деле послания других разумов, включая Валар и даже Единого. Но люди вообще слышат этот голос хуже, чем эльфы, и вдобавок по причине Падения людей (= признания Моргота Богом) этот голос нашептывает людям скверное, и человек еще вынужден разбираться, чей голос он слышит – Валар или Моргота.
В ВК, например, Эовин, снабжая Мериадока доспехами, говорит так: «For my heart tells me that you will need such gear ere the end», и не ошибается (Эовин и Эомер, кстати, на четверть дунэдайн, а Теоден так даже и полукровка). Очень может быть, что орэ – это то, упоминание о чем мы находим в «Осанвэ-кэнте»: «Ни один разум, однако, не может закрыться от Эру: ни от его взгляда, ни от его послания. Последнее разум может не принять во внимание, но не может сказать, что не знал о нем».
Есть еще одно явление, родственное осанвэ-телепатии и орэ-интуиции. Это индэммар, «мыслекартинки» (текст «Слова, фразы и фрагменты в ВК», цитируется в переводе Кеменкири): «… «разум», более высокий по природе, или тот, что напрягает все свои силы в некой крайней необходимости, может передать желаемое «видение» напрямую иному разуму. Разум-получатель переведет его в образы, более привычные ему ввиду использования органов зрения (и слуха) и спроецирует его, видя его как нечто внешнее. …в большинстве случаев, особенно относящихся к разумам меньшей силы (равно сообщающим или получающим), они часто будут менее яркими, ясными и подробными, и могут даже быть смутными и неясными или видеться полупрозрачными. Эти «видения» в Квенья назывались indemmar, «мысленные картины». Люди были восприимчивы к ним… в основном тогда, когда они представлялись им эльфами. Чтобы получить их от другого человеческого существа, была необходима особая безотлагательная причина – и близкая связь по родству, тревоге или любви двумя разумами. Обычно люди видели индэммар во сне, в виде сновидения. Если наяву, то они были обычно смутные, похожие на призраки».
Можно сказать, что если орэ – это присланное по электронной почте письмо-текст, то индэммар – письмо с аудио или видеозаписью. Ничто не мешает им комбинироваться или вообще быть одним и тем же, только в форме текста или картинки-звука.
Самый яркий пример в Легендариуме, наверное, - явление Горлима Бэрэну. Но вообще это, видимо, все сны в легендариуме (сон Туора об острове и звезде, сны Фродо).
В ВК на втором месте после Фродо по количеству снов идет, идет, кажется, Фарамир. Боромир: «For on the eve of the sudden assault a dream came to my brother in a troubled sleep; and afterwards a like dream came oft to him again, and once to me. In that dream I thought the eastern sky grew dark and there was a growing thunder, but in the West a pale light lingered, and out of it I heard a voice, remote but clear, crying:
Seek for the Sword that was broken:
In Imladris it dwells;
There shall be counsels taken
Stronger than Morgul-spells.
There shall be shown a token
That Doom is near at hand,
For Isildur's Bane shall waken,
And the Halfling forth shall stand.
Фарамиру Толкин отдал свой сон о воне, накрывающей остров.
И тут настала пора поговорить о третьем артефакте: это Великий рог, рог Боромира. Рог этот сделан из рога тура, добытого Ворондилем Охотником (1919-2029), наместником Эарниля II Гондорского и отцом первого правящего наместника Мардиля. Фарамир говорит о нем так: «огромный рог дикого быка, окованный серебром и исписанный древними письменами… сказано, что если при нужде вострубит он в старых пределах границ Гондора, его голос будет услышан». И действительно, и Фарамир, и Дэнэтор слышат, когда Боромир трубит в этот рог в последний раз: звук слышался смутно, Фарамир добавляет «словно это было эхо в разуме». Это описание индэммар: Фарамир, большая умница, точно понял, что он слышал этот звук не ушами, а «в разуме» (как в «Записках клуба»).
Толкин не дает одного жесткого варианта, а дает своего рода облако, что делает все волшебные проявления его мира такими интересными и немеханическими. Например, в случае с рогом можно выдвинуть такие гипотезы:
- Это волшебный предмет работы дунэдайн, такой же, как арнорские клинки: недаром он исписан древними письменами. Соответственно, «сказал» (или даже написал) о роге его создатель, может, и сам Ворондиль Охотник. Соображение против: очень поздний предмет, времен окончания времени Королей и увядания Гондора, лет на 500 моложе арнорских клинков.
- Волшебными свойствами рог обязан лишь тому, что сделан из рога тура, «быка Арау». Но артефактов из маткомпонентов у нас, кажется, только волосы Лутиэн, из которых она соткала себе плащ-невидимку.
- Индэммар, явившееся Дэнэтору и Фарамиру, никак не связано с рогом, это «случайное» совпадение (в гандальвовском смысле «случайное»). Это было индэммар, исходившее от Боромира и предназначенное для ближайших кровных родичей, а «сказано» - это пророчество (о них дальше).
Видение лодки с телом Боромира является его брату даже не во сне: «Dreamlike it was. and yet no dream, for there was no waking». Таким образом, Фарамир не просто восприимчив к индэммар, он так крут, что видит их наяву, а не во сне. Кстати, он же цитирует гондорскую, видимо, пословицу: «Night oft brings news to near kindred». Плюс «лордское» осанвэ – видимо, так Толкин представлял себе нумэнорцев: не магия-инструмент, но способности и возможности, в том числе возможности получения информации от Валар и Единого.
Как мы видели, если орэ и индэммар сообщают о будущем, то они являются пророчествами. К примеру, когда Боромир и Фарамир видят свой общий сон, события, о которых в нем говорится, еще только предстоят: «…там, в Имладрисе, будут приняты советы сильнее моргульских заклятий, там будет явлен знак, что рок близок, ибо проснется Проклятье Исильдура и полурослик шагнет вперед». Пророчествует между делом в легендариуме много кто, но «профессиональные» пророки – дунэдайн: Тар-Палантир и Малбэт Провидец. Даром предвидения обладали дед и бабка Арагорна по материнской линии. См. черновики к Приложениям ВК: «и отец дал ему имя «Арагорн», которое носили в Доме Вождей. Но Иворвэн, при наречении имени стоявшая подле, молвила «Царственная Доблесть» (Kingly Valour) (ибо так переводят это имя): «таково отныне его имя, но вижу я на груди его зеленый камень, по которому и будет дано ему его истинное имя и под которым прославится он: ибо станет он целителем и обновителем» … «и не знали они, каков смысл слов Иворвэн, ибо ничьи очи, кроме ее собственных, не увидели зеленого камня» - вот у нас опять индэммар наяву. Малбэт, напомню, является автором целых 2 пророчеств: про Арвэдуи и про Тропы Мертвых.
Очень специфическим образом пророчествует и еще много что делает Исильдур, но чтобы понять, что он вообще делает, давайте поговорим, как устроены «работающие» проклятия в мире Толкина.
Первая категория – проклятия-пророчества. Например, «Проклятие Мандоса», «the curse and prophecy which is called the Prophecy of the North, and the Doom of the Noldor». Это проклятие и пророчество в одном флаконе, и я полагаю, что проклятие это – даже не провидение будущего, а близко к логическому выводу из известной информации, например «если я вижу, что человек прыгает с крыши, я предсказываю ему большие неприятности при столкновении с землей». Без него, надо думать, было бы все то же, что было. Еще пример – проклятие Эола сыну.
Вторая категория – проклятия, связанные с манипулированием причинно-следственными связями. В первую очередь это проклятие Моргота Хурину и его семье. В этом проклятии интересно то, что оно не является пророчеством или простой догадкой о будущем: Моргот каким-то образом действительно манипулирует причинно-следственными связями, причем не грубо: Турин все время ходит по грани гибели, но обстоятельства складываются так, что он все же не гибнет от чужой руки (например, в «Лэ о детях Хурина» нарготрондский дозорный стреляет в Турина – и промахивается, потому что Турин споткнулся о корень). Вся цепочка событий, из которых складывается злосчастная участь Турина, весьма маловероятна: каковы шансы Бэлэга встретить в глухих местах эльфа-беглеца из Ангбанда, который оказывается нарготрондцем? Каковы шансы беспамятной Ниэнор дойти от Нарготронда именно до Брэтиля? Невелики. Все ключевые события, оборачивающиеся к худшему, не за пределом возможного, но зачастую очень маловероятны.
Моргот – понятно, но Мим? Мим – Турину: «Мой выкуп я заплачу, да: вы можете жить здесь, если пожелаете. Но вот что я добавлю: тот, кто выпустил стрелу [которая убила сына Мима], сломает свой лук и стрелы и положит их в изножье моего сына»»; и не возьмет боле ни ли стрелы, ни лука. А ежели возьмет, то от них же и погибнет. Такое проклятие накладываю я на него».
Это никак не может быть логической догадкой (будет или не будет Андрог пользоваться луком и стрелами – это мало чем может повлиять на то, от какого оружия сам он погибнет). Это не выглядит как пророчество. Здесь все выглядит так, как будто Мим тоже манипулирует причинной следственными связями, точнее – одной-единственной связью. Он связывает как причину и следствие то, что в норме причиной и следствием не является: использование Андрогом лука и стрел – и смерть Андрога от лука и стрел.
Неудачная попытка Сарумана запугать хоббитов. Фродо: «Не верьте ему! Он лишился всего своего могущества. Но не голоса, который может устрашить и обмануть вас, если вы поддадитесь». Т.е. Фродо, отрицая способно Сарумана эффективно проклясть, связывает это с утратой Саруманом его могущества. Т.е., для того, чтобы проклясть нужно некое «могущество», «сила» - «power». Ответная реплика Сарумана Фродо «But do not expect me to wish you health and long life. You will have neither. But that is not my doing. I merely foretell» - «Но не жди, будто я стану желать тебе здоровья и долгой жизни. Ни того, ни другого у тебя не будет. Но это не я сделал. Я всего лишь предсказываю». Так образом, по Саруману получается, что проклятие – это то, что можно сделать, «doing». Но он утратил силу, необходимую для этого (силу, которая явно есть у айнур и, видимо, у карлов) и может подложить Фродо свинью только тем, что предсказывает ему неприятное (аналогично Мандосу).
А теперь вернемся к нумэнорцам, а точнее – к Исильдуру и его исключительному проклятию. Исильдур (человек, хоть и с эльфийской кровью) – королю будущего Народа мертвых, после того, как тот отказался исполнить клятву верности: “Thou shalt be the last king. And if the West prove mightier than thy Black Master, this curse I lay upon thee and thy folk: to rest never until your oath is fulfilled. For this war will last through years uncounted, and you shall be summoned once again ere the end» -
Посмотрим по частям: «Ты будешь последним королем» - констатация факта, однозначное пророчество.
«И если Запад окажется сильнее, чем твой Черный господин…» - Исильдур провидит, что победа не гарантирована, бывают и такие пророчества, оставляющие развилку для свободы воли, например, пророчество Малбэта об Арвэдуи.
«…такое проклятье накладываю я на тебя и твой народ: не знать покоя, пока не будет исполнена ваша клятв. Ибо эта война продлится годы бессчетные, и вас призовут снова еще до того, как настанет конец» - здесь интересно то, что Исильдур провидит сбывшуюся вероятность того, что Запад одержит победу в ВПС, но война с Сауроном будет продолжаться. Знать, как такое может получиться, он вряд ли может.
То, что Исильдур пророчествует, - даже и пустяк. Он проклинает, не просто связывая в причинно-следственную связь разнородные события, но создавая беспрецедентное событие – превращение в призраков целого народа, что локально нарушает все известные законы (пусть даже король народа мертвых тоже принес клятву – «at Erech there stands yet a black stone that was brought, it was said, from Númenor by Isildur; and it was set upon a hill, and upon it the King of the Mountains swore allegiance to him in the beginning of the realm of Gondor»). Если Исильдур некромант, то Саурон ему и в ученики не годится . В общем, похоже на то, что имело место третья разновидность проклятий – соизволением Единого.

Теперь несколько сменим тему и поговорим о вербальном общении людей с животными.
Для начала предполагается, что у животных в мире Толкина есть собственная речь и язык (например, язык медведей, на котором говорит Беорн). Но есть несколько групп животных «повышенной разумности» или «повышенной говорливости»:
- Животные, которые разумны, как Воплощенные, и пользуются речью, как Воплощенные: Хуан, Великие орлы, вороны Одинокой горы (Карк и Роак). Они говорят на синдарине или на вестроне.
- Особые животные, которые понимают человеческую речь, но сами на человеческом языке не говорят, максимум - на своем: Фелароф и его потомок Тенегрив из коней Оромэ, волшебные дрозды Дейла и «чудесные животные» Беорна (он обращается к своим животным и на их языке, и на вестроне). Возможно, пони Билл после пребывания в Имладрисе. Они явно умнее обычных животных.
Животные, пользующиеся человеческой речью («Кольцо Моргота», стр. 409-410): Валар научили их языку, подняв на более высокий уровень (что не делает их майяр или обладателями фэар). Кроме того, меарас, дрозды и вороны наделены долгожительством (Роаку 153 года в «Хоббите») – что внутри мира может рассматриваться как дополнительное доказательство, что они «животные богов». Есть еще «быки Арау», вымершие туры Восточной Европы, но об их разумности ничего неизвестно.
У другой стороны тоже есть повышенно разумные животные: варги и пауки (хотя речь пауков понятна Бильбо лишь с надетым Кольцом). Варги: «a great grey wolf... spoke in the dreadful language of the Wargs. Gandalf understood it. Bilbo did not».
Теперь можно говорить об общении людей с животными. Естественно, мы вычитаем общение людей с повышенно разумными говорящими животными: например, Бэрэна с Хуаном, Бильбо – с Великими орлами и Роаком, Перегрина – с Тенегривом.
Интересен промежуточный случай Барда и дрозда. Бард понимает язык дрозда из волшебной расы, потому что он из «народа Дейла», которые умел понимать язык этих дроздов (или дроздов вообще?). В любом случае, у Барда это умение наследственное, а не приобретенное (he found he could understand its tongue, for he was of the race of Dale).
Уникум Беорн говорит на языке медведей (очевидно, в силу своей природы как оборотня-берсерка) и на «зверином языке» обращается к своим собакам и пони.
Зачем это все? Затем, что у нас есть такие упоминания об общении нумэнорцев с животными: в «Описании острова Нумэнор» сказано, что нумэнорцы очень любили коней и верховую езду и если скакун и его хозяин были очень привязаны друг к другу, то конь в случае необходимости мог откликнуться и на мысленный зов хозяина («Описание Острова», стр. 169). Это полностью соответствует описанию осанвэ между Воплощенными. Еще это может быть дополнительно связано с повышенной разумностью нумэнорских коней (например, если они тоже были «конями Оромэ», как меарас – а почему бы и нет, коль скоро орлы Манвэ в Нумэноре жили).
Следопыты Севера: «верили (по контексту – люди Бри), что они обладают удивительными возможностями слуха и зрения и понимают языки зверей и птиц». Обычных, надо полагать. Возможно, вместе с нумэнорцами здесь можно посчитать и Барда – скажем, если додумать, что Гирион, его предок, был из потомков нумэнорцев (его имя напоминает синдаринское).
Арагорн
Самый сложный случай, коль скоро в его лице мы имеем не только child of Luthien, но и дунадана, «величайшего путешественника и охотника» (с т.з. Гандальва, путешественника не из последних), воспитанника Эльронда, истинного короля и священника Единого. В смысле, не всегда понятно, где, так сказать, его знания и умения (почерпнутые у Эльронда или Гандальва), а где личный опыт, где способности человека из рода Эльроса (к которым с той или иной вероятностью относится еще около десятка персонажей ВК), а где способности истинного короля, короля-жреца.
Например, он неоднократно выказывает следопытские способности: острое зрение и слух, умение спрятаться, неочевидные чувства (о назгул после сражения на Амон Суле: «But there is no feeling of their presence anywhere at hand»). Он читает хоббитам лекции о назгулах, чувствует опасность в Эрэгионе.
С другой стороны, у нас есть во время первого разговора с Эомером имеет место такой эпизод: «Гимли и Лэголас в изумлении взглянули на своего спутника, ибо раньше его таким не видели. Он, казалось, сделался выше ростом, в то время как Эомер умалился; и на лице Арагорна они уловили краткое видение силы и величия каменных королей (Аргонат, понятно). На мгновение глазам Лэголаса показалось, что на челе Арагорна полыхнуло белое пламя, подобное сверкающей короне». У этого эпизода есть поразительная параллель в «Словах, фразах и фрагментах»: «Эльфы, жившие в Валиноре, говорили, что фанар Великих Валар были ростом выше, чем самые высокие эльфы, а когда они совершали великие деяния или отдавали великие приказы, то делались такого роста, что он внушал благоговейный страх».
У нас есть два эпизода исцеления в его исполнении: когда он помогает Фродо, раненому на Амон Суле, и то, что он делает в Обителях Исцеления. Второй случай имеет вид традиционного исцеления христианских королей: слова, прикосновение, вода, и весь эпизод просто пропитан евангельскими аллюзиями, потому в разговоре о волшебстве он не очень полезен. А вот исцеление Фродо – штука более специфическая.
Моргульский клинок тает и превращается в дым, остается лишь рукоять. Арагорн: «Мало кто ныне имеет навык исцеления, способный помочь от столь злого оружия. Но я сделаю, что смогу». «Он сел на землю, положил рукоять на колени и запел над ним медленную песню на странном языке. Затем отложил рукоять, повернулся к Фродо и негромко произнес слова, которые другие не расслышали». Затем достает атэлас.
«Исцеление Арагорна можно рассматривать как «магическое», или, по меньшей мере, как смесь магии с фармацевтикой и «гипнотическим» процессом». Но (в теории) рассказывают о нем хоббиты, которые очень мало понимают в философии и науке; в то время как А. не просто «человек», а один из «потомков Лутиэн»» (то самое письмо).
Что тут интересно? Что ситуация подается с т.з. Перегрина, Мериадока и Сэма, но не Фродо. Толкин явно на этом играет, коль скоро мы часто переходим на точку зрения Фродо – но не в этом любопытном случае. Что важно? Что Фродо немного знает квэнья, а остальные хоббиты – нет. Так что «странный язык» - скорее всего квэнья (другие кандидаты – синдарин и валарин, в адунайский я не верю).
Упоминание Толкина «child of Luthien» наводит на воспоминания о волшебстве самой Лутиэн, ее пение и заклинание, с помощью которого она отрастила волосы, чтобы потом соткать из них плащ-невидимку. Это единственный способ, которым я могу трактовать «медленную песню на странном языке». Кстати, у нас есть аналогичное заклинание и в исполнении мужчины-эльфа: Бэлэг в «Детях Хурина». Мизансцена, надо сказать, несколько напоминает ВК: лес, ночь, Бэлэг берет свой меч и начинает петь над ним «волшебные песни», сплетая «слова остроты» и имена всевозможных клинков и ножей (о которых ничего не знает даже Кристофер), пока кромки не вспыхивают синим пламенем. Но он перестарался с остротой и порезал Турина.

Черная магия
Фарамир рассказывает Фродо и Сэму, что «многие (нумэнорцы) были очарованы Тьмой и черными искусствами». В абзаце про Уста Саурона почти дословно повторяется эта мысль: «черные нумэнорцы… поклонялись Саурону, будучи очарованы злым знанием».
Что это за злые знания? На это у нас есть письмо 131 (1951 год): согласно ему, в Нумэноре в последние времена преследуют и приносят в жертву Верных, нумэнорцы приносят свое зло и в Средиземье, где становятся жестокими и злобными повелителями некромантии, убивая и истязая людей. Конкретный пример, уже в конце Третьей Эпохи, - Уста Саурона из черных нумэнорцев: по причине коварства он снискал милость Саурона, выучился великому колдовству (learned great sorcery) и знал мысли Саурона, жестокостью превосходя орков.
Здесь имеет смысл сказать несколько слов о некромантии. Толкин дает ей такое определение: «делание видимого невидимым, невидимого - видимым». Традиционное представление о некромантии – это вызов духов и управление ими. И в текстах пример именно такой магии у нас есть: Молчаливые Стражи Кирит Унгол (вселение духа в артефакт: «some dreadful spirit of evil vigilance abode in them»). Так что в теории можно предположить, что черные нумэнорцы заклинали духов, как средневековые «маги».
Ангмарец, хоть и нумэнорец, не считается, ибо кольценосец.
Если говорить о черных нумэнорцах, то есть еще один представитель этого народа: королева Бэрутиэль, повелительница девяти черных и одной белой кошки.
В «Неоконченных» говорится, что королева разговаривала со своими кошками или читала их воспоминания, отправляя их раскрывать темные секреты людей, вдобавок белую кошку она посылала шпионить за черными. По происхождению Бэрутиэль была из черных нумэнорцев и «обратилась (или вернулась) ко злу». И что кошек она терпеть не могла, но кошки к ней липли и ходили за ней. Бэрутиэль мучила кошек, но некоторых оставила при себе и научила выполнять по ночам злокозненные поручения, шпионить за врагами или устрашать их.
Коты в легендариуме имеют не то чтобы прекрасную репутацию: Тэвильдо «Утраченных», а про сиамских котов Толкин, явный собачник, в Письмах прямо говорит, что они мордорская фауна. Но кошки известны и как обычные домашние животные – у хоббитов, во всяком случае… Бэрутиэль осуждается как внутри мира, так и Толкином: названа «нечестивой», но ничего темно-магического напрямую в ее действиях не видно, только нехорошее обращение с кошками и подданными. Трактовать это можно тремя способами:
- Бэрутиэль управляла обычными кошками с помощью черной магии: это сообразуется с «мучила кошек», Единое Кольцо дает понимание речи пауков, т.е., понимание языка животных из «темной магии» исключать необязательно. И известно, что животные могут быть шпионами Врага.
- Это были повышенно разумные вражеские кошки, вроде варгов и пауков, может, даже говорящие: белая кошка – та самая сиамка из мордорской фауны? Число 9 тоже наводит на мысли, как и реакция гондорцев на кошек.
- Бэрутиэль откуда-то знала язык кошек (по наследству, как Бард, но только от ее предков, махровых черных нумэнорцах вроде Хэрумора с Фуиниром?) и у нее было с ними осанвэ.

Последнее, вишенка на торте – друэдайн. Здесь об этом упоминаю исключительно по той причине, что друэдайн жили и в Нумэноре.
Текст, отрывок из лингвистического эссе, естественно, пост-ВК, довольно поздний. В нем странный народец из ВК превращается в эдайн, союзников народа Халэт в Первую Эпоху.
Народ этот странный, как внешне, так и теми способностями, которые отличают их от прочих эдайн (и от нас). Например, ростом они 4 фута, т.е. 124 см, а еще они обладают тем, что можно назвать способностью впадать в транс: «полное молчание и неподвижность на протяжении нескольких дней, сидя со скрещенными ногами, глаза закрыты или смотрят в землю… Они сидели так во времена скорби или потери, но иногда из удовольствия предаваться размышлениям или составлению планов. Кроме того, они так сидели на страже, и хотя их глаза были закрыты или смотрели невидящим взором, они замечали все, что происходило рядом. И эта бдительность была столь сильна, что могла ощущаться незваными гостями как враждебность и угроза».
Но что еще больше по нашей части, многие в народе Халэт верили, что друэдайн владеют сверхъестественными и магическими способностями, и по этому поводу приводится рассказ «Верный камень». Говорится в нем о том, как друадан, чтобы помочь друг-халадину на время своего отсутствия, кладет руку на дозорный камень (собственно, статую, изображающую друадана) и, помолчав, говорит «Я оставил в нем часть своих сил». Когда на дом халадина нападают орки, появляется какой-то друадан, который прогоняет орков и затаптывает босыми ногами разведенное ими пламя. Утром халадин видит, что дозорный камень куда-то делся. Когда возвращается друадан, они находят дозорный камень на некотором расстоянии от дома: под ним лежит мертвый орк, а ноги у изваяния почернели и потрескались от огня, одна ступня отвалилась. Друадан на это говорит: «Хорошо, что огонь затаптывал не я, а он». Он снимает сандалии, оказывается у него перевязаны ступни. Друадан рассказывает, как утром он проснулся от боли и увидел, что ноги у него покрыты волдырями. «Если часть силы переходит от тебя к вещи, которую ты сделала, то если вредят ей, то частью вредят и тебе», - говорит друадан.
По этому поводу Кристофер приводит такое примечание отца: «Такие рассказы, где говорится о передачи части своей «силы» созданиям своих рук, в миниатюре напоминают то, как Саурон вложил свою силу в основание Барад-дура и Правящее Кольцо». ВК, «Тень прошлого»: «он сделал это кольцо сам и дал огромной части своей было мощи перейти в него, чтобы оно могло управлять остальными».

_________________
С уважением,
Анариэль Ровэн
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Колокол моря -> Нумэнор Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS